Портфолио >> Репортаж о юбилейной выставке в честь 85-летия ленинградского автобуса

09 сентября 2011

3 сентября в Петербурге на площадь перед планетарием въехал необычный ретро-автобус, празднично украшенный воздушными шарами. Открыв свои двери, он пригласил петербуржцев окунуться в историю самого народного вида транспорта – автобуса… Об идее, смысле и реакции горожан Борису Храмову рассказывает организатор выставки, руководитель Retro Bus Фёдор Черноусов.

Выставка в салоне ретро-автобуса. Фото: Олег Бодня

БХ: Фёдор, расскажите, откуда взялась идея так необычно отметить этот день?

ФЧ: Традиция празднования юбилея петербургского автобуса была заложена ГУП «Пассажиравтотранс» ещё 5 лет назад, на 80-летие. Тогда специально к праздничной дате были восстановлены старые автобусы, наиболее интересным среди которых, без сомнения, был Ikarus-55 Lux. И не беда, что двигатель был не родной, а в салоне установлены сиденья от современного «мягкого» Икаруса-туриста: для горожан столь авантажный экстерьер автобуса был в новинку. 55-е ходили на междугородних и международных маршрутах с начала 60-х до начала 80-х годов, и увидеть такое чудо спустя четверть века – такое не забудется. Другие представленные в 2006 году ретро-автобусы таковыми ещё не воспринимались – «Луноходы» ЛиАЗ-677 ушли с петербургских улиц на тот момент всего несколько месяцев назад, а ЛАЗ-699Р попадались на коммерческих маршрутах вплоть до середины 2000-х. Сейчас, по прошествии 5 лет, ситуация, конечно, изменилась.

Возвращаясь к тому сентябрьскому дню, скажу, что именно тогда зародилась традиция торжественного проезда автобусов по исторической трассе первого автобусного маршрута образца 1926 года. К сожалению, в этом году «Пассажиравторанс» отказался от проведения парада. Но мы (коллектив Retro Bus – прим. БХ) решили, что традиция, несмотря ни на что, должна быть продолжена – исторический автобус должен пройти по этой трассе. А чтобы этот рейс был значимым и осмысленным не только для людей, интересующихся транспортом, но и для всех петербуржцев, мы решили устроить выставку прямо в салоне, которая бы рассказывала об истории ленинградского-петербургского автобуса. 

Юбилейный ретро-автобус. Фото: Фёдор Черноусов

БХ: В чём заключается концепция сегодняшней выставки?

Выставка в салоне ретро-автобуса. Фото: Олег Бодня

ФЧ: Знаете, не так давно я пришёл к выводу, что исторические процессы находят своё отражение в любой сфере жизни и человеческой деятельности. Где-то больше, где-то меньше, но по внутреннему строению и внешнему виду предметов, произведённых в разные годы, можно судить о том, какими были эти годы и что происходило в это время. Так, по изменению фасадов зданий можно судить о моде и градостроительных приоритетах, а по конструкции мостов – об эволюции конструкторских решений и хронологии внедрения новых строительных материалов. 

К чему я всё это веду? Автобусы – такая же часть нашей повседневной жизни, как улицы и мосты (особенно в городе на Неве), и история их развития при внимательном изучении может рассказать не меньше, чем иной учебник. 

Аншлаг выставки. Фото: Юлиана Лайкос

БХ: Например?

ФЧ: Например, один из моих любимых автобусов ЗиС-16. Своим рождением он был обязан третьей пятилетке – именно на III съезде КПСС в 1938 году была провозглашена борьба за эффективность производства и качество, то есть индустриализация должна была идти не интенсивным, а экстенсивным путём. Это делало промышленность более «разумной» и, как ни странно, эстетичной. Функциональная потребность страны в транспорте гражданского назначения была в целом удовлетворена, и некоторыми производителями был взят курс на удовлетворение эмоциональных потребностей, в частности, красоты и эстетики. Именно тогда набрал популярность советский монументальный классицизм, именуемый «сталинским ампиром». Автобус ЗиС-16, базировавшийся, как и его предшественники, на шасси грузовика, внезапно превратился из «коробочки для перевозки людей» в «короля дорог»: округлые формы капота, огромная хромированная решётка радиатора, каплевидные корпуса фар головного света и ярко-синий цвет сделали появление этого автобуса на улице настоящим событием. Но наступила война, большинство автобусов этой модели погибли на фронте, а в первые послевоенные годы было не до красоты – надо было поднимать страну из руин, и автобусы вновь стали сугубо утилитарными. 

Фрагмент экспозиции в салоне ретро-автобуса. Фото: Олег Бодня

БХ: Возвращаясь к концепции выставки…

ФЧ: Да, так вот, мы решили показать историю страны XX века через призму её автобусов: разместили в хронологическом порядке архивные фотографии автобусов, в разные годы работавших в Ленинграде-Петербурге, снабдив их кратким описанием, на фоне схематичных городских экстерьеров. Привели цитату из газеты «Правда» от 31 августа 1926 года об открытии первого автобусного маршрута, изобразив его на импровизированной карте. А перед фотографиями автобусов разместили их модели, любезно предоставленные ClassicBus. Особо стоит отметить, что среди моделей были не только уже выпускающиеся серийно, но и предсерийные образцы, которые появятся в специализированных магазинах для коллекционеров только к концу года, например, «»гармошка» Ikarus-280. Целостность и органичность экспозиции добавили 20 моделей легковых отечественных автомобилей из личной коллекции директора ClassicBus Павла Лошакова. Посетители особо отмечали высочайшее качество и проработанность моделей ClassiBus.

Выставка в салоне ретро-автобуса. Фото: Олег Бодня

БХ: Кто проектировал экспозицию?

ФЧ: За помощью в создании проекта мы обратились к архитектору Сергею Хельмянову, доценту кафедры промышленного дизайна Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. Штиглица, в народе – Мухинского училища. Кстати, Сергей – ученик известного вам легендарного дизайнера Светланы Вагаршаковны Мирзоян (интервью с С.В.Мирзоян «Главное в промышленном дизайне – удобство и функциональность» читайте здесь: http://retro-bus.ru/news/29). Сергей и его ученик Роман Зенин разработали дизайн-проект и изготовили конструкции. А монтировали мы всё, как полагается, ночью накануне открытия выставки. Музыкальное сопровождение – микс из советских зитов разных лет – оформил мой школьный товарищ талантливый музыкант Арсен Тлеугабылов.

Маршрут первого автобуса в Ленинграде. Фото: Фёдор Черноусов

БХ: Как прохожие реагировали на столь необычный автобус?

ФЧ: Равнодушных не было. Кто-то подходил и, узнав что посещение выставки стоит 100 рублей, с возгласом «как дорого!» шёл к припаркованной неподалёку автолавке и покупал две булочки за эти же 100 рублей. Но большинство прохожих, конечно, не проходили мимо и с большим интересом поднимались по ступенькам в салон. Некоторые находили себе в автобусе собеседников (люди старшего поколения делились с молодёжью воспоминаниями) и оставались в автобусе на час-два. Другие специально засиживались, бронируя места для поездки по историческому маршруту.

Юбилейный ретро-автобус на площади. Фото: Юлиана Лайкос

БХ: Во время парада много народу было?

ФЧ: Полный салон, как в «час пик». Под такой нагрузкой ЛАЗ шёл заметно тяжелее, на мосты через Неву заезжали на третьей передаче вместо четвёртой – всё же обычно у нас меньше пассажиров в салоне. Наш друг Олег Бодня из газеты «Омнибус» во время торжественного проезда провёл экскурсию о ленинградском автобусе. 

Юбилейный ретро-автобус на параде. Фото: Григорий Егоров

БХ: Как Вы считаете – праздник удался?

ФЧ: Безусловно. Главное – мы не оставили без внимания юбилей, сделали подарок городу и его жителям. И хотя с финансовой точки зрения мероприятие не окупилось – мы считаем, что своё дело сделали. Надеемся, что ежегодное празднование годовщины пуска ленинградского-петербургского автобуса станет такой же доброй традицией, как День рождения города или праздник для выпускников «Алые паруса».

БХ: Спасибо!

Участники юбилейного парада. Фото: Олег Бодня

Проезд ретро-автобуса по трассе исторического маршрута №1. Фото: Юлиана Лайкос

Праздничный ретро-автобус на площади. Фото: Григорий Егоров

Модель автобуса ПАЗ-651. Фрагмент экспозиции. Фото: Алексей Ваганов

Модель автобуса ЗиЛ-158. Фрагмент экспозиции. Фото: Алексей Ваганов

Модель автобуса ЛАЗ-695Е. Фрагмент экспозиции. Фото: Алексей Ваганов

Модель автобуса ПАЗ-672. Фрагмент экспозиции. Фото: Алексей Ваганов

Модель автобуса ЛиАЗ-677. Фрагмент экспозиции. Фото: Алексей Ваганов

Экспозиция в салоне ретро-автобуса. Фото: Алексей Ваганов

Я хочу, чтобы мне перезвонили

Перезвоните мне