Портфолио >> Автовернисаж на Неве 2012

07 октября 2012

Я никогда не считал советские автобусы чем-то уникальным. Надо признать, что все эти машины ещё совсем недавно, буквально 8-10 лет ездили по нашим дорогам, а в каких-то городах их ещё даже можно встретить. Были эти машины шумными, в них пахло бензином, ездили медленно и ни в какое сравнение с современными автобусами они не шли. Тем не менее, они были частью нашей жизни, пусть мы и не обращали на них внимания. Ездили себе и ездили.

А потом, лично я так отметил, что они неожиданно и в раз исчезли. Нет, понятно, по каким причинам, понятно, что устаревшие. Но появилось чувство, что чего-то не хватает, будто ушло что-то очень важное. И помню, как в одном из фильмов увидел ЛАЗ-695, а я даже понятия не имел, как он называется, просто этот автобус во времена моего детства ездил в соседний город, и мне часто приходилось на нём кататься, обыкновенный старый советский автобус - я никогда им не интересовался.

Пришлось спрашивать у знакомых постарше название этого автобуса. Прямо так - показывая кадр из фильма. Вот тогда я впервые вбил название этого автобуса в поисковую строку Интернета. Прочитал, изумился и как-то загрустил. Когда они ездили - я их не замечал. Теперь же остро почувствовал утрату. Вместе с этими автобусами с наших дорог ушла эпоха - тот уже далекий привет из Советского Союза.

Но с такой потерей, оказывается, готовы мириться не все. Есть энтузиасты, которые ищут советские автобусы, которые вот-вот должны отправить в утиль, привозят их со всех городов нашей необъятной страны в Петербург, восстанавливают и потом катают людей по историческим маршрутам. Именно с этими людьми - командой Retro Bus - я встретился во время "Автовернисажа на Неве", который проходил в Петропавловской крепости 1 и 2 сентября.

Я раньше никогда об этом не задумывался, да и думаю, что большинство тоже, но автобус ЛАЗ-695 попал в Книгу рекордов Гиннеса как модель, производство которой на основном конвейере одного завода продолжалось почти 50 лет! Можно, конечно, долго рассуждать, хорошо это или плохо, но только этот факт заставляет с уважением смотреть на машину, относиться к ней с большим вниманием.

Как выяснилось, не только у меня одного ностальгия по поводу советских автобусов, и уголок Retro Bus пользовался большой популярностью. Люди фотографировались, заглядывали внутрь, вспоминали свои истории из детства, связанные с этими автобусами. А мне удалось даже посидеть за рулем. И я сразу вспомнил... детский сад. У нас в группе стоял руль и приборная панель, скорее всего, от этого автобуса. И чтобы покрутить эту огромную "баранку", всегда была очередь - чуть ли не до драки. Но когда тебя туда пускали и ты вращал это невероятных размеров рулевое колесо - ощущения незабываемые.

Но вот у идеолога и, собственно, создателя Retro Bus, Федора Черноусова, реальное управление этими кораблями советской эпохи столь радостных эмоций не вызывает. Когда я говорил с ним о трудностях в управлении легковых машинх 20-30-х годов, он заметил: "Боюсь, что с автобусом точно ничего не сравнится". Никаких гидроусилителей и прочих помощников в этой технике, естественно, нет. К слову, кто не знает, то тут даже сцепление нужно нажимать дважды. Сначала - передачу выключить. Потом - передачу включить. Впрочем, говорит об этом всём Федор с улыбкой, ведь радости эти автобусы дарят ему не меньше, чем проблем.

На "Автовернисаже" команда Retro Bus представила две машины - ЛАЗ 695Н и его более ранняя версия ЛАЗ 695М. Но в гараже машин у этих ребят гораздо больше. Просто далеко не все автобусы смогли доехать сюда сами - возраст техники дает о себе знать. Одна из самых интересных моделей, с чего, собственно, и начался Retro Bus - ЛиАЗ-677. Это был один из самых распространённых автобусов в Советском союзе, при этом у него была автоматическая коробка передач! Да-да, на российские массовые легковые автомобили серийно коробку "автомат" стали ставить только в 2012 году (ВАЗ - на "Ладу Гранту"), а на автобусы ставили ещё в советское время. Это чудо советской техники пока ещё пребывает в длительном ремонте, но совсем скоро станет в строй, и обещаю подробный рассказ о нём.

Ещё в уголке Retro Bus стоял Он - легенда анекдотов и вполне себе хороший автомобиль. ЗАЗ 968А. Не знаю, как он оказался у любителей ретро-автобусов. Видимо, просто жалость взяла вверх, и они его подобрали, как люди подбирают бездомных животных на улице.

Запорожец второго поколения. Вот как это гордо звучит. Тоже автомобиль моего детства. Был такой у моего дяди. И я даже описать не могу, как мне хотелось посидеть за рулем этого автомобиля. А дядя почему-то не разрешал. В итоге я воровал ключи, просовывал руку в чуть-чуть приоткрытое окошко, подкарауливал каждый момент, когда машину не успевали закрыть.

Кстати, это был один из немногих, если не сказать единственный легковой двухдверный автомобиль в Советском союзе. В то время, как в Европе и в США это был один из самых распространенных типов кузова (производство дешевле), у нас любили четырехдверные автомобили (впрочем, эта любовь осталась и сейчас, как увидишь Пежо 107 в четырехдверном исполнении, то аж тошно становится, хочется кричать просто: "Зачем? Зачем?"). И, скорее всего, у меня именно за-за этой машины, осталась любовь к кузовам без задних дверей.

Помню, как мы с другом в школе шутили, составляли объявление о продаже этого Запорожца. "Кузов: спорт-купе; расположение двигателя: сзади (как у Порше); квадросистема "Заря-4", полный ручной пакет (заводится с толкача)". Тогда это казалось невероятно забавным. Но этот автомобиль, к слову, заводить с толкача не пришлось. Мне даже удалось на нём прокатиться и было забавно слышать возгласы людей: "Ничего себе! Так он ещё и ездит!".

Но больше всего меня удивил ребенок, который долго ходил вокруг Запорожца, смотрел на взрослых, которые машину обсуждали. А потом как ломанулся куда-то в сторону и громко стал кричать: "Папа, папа, у него двигатель сзади". Да, да, это ЗАЗ и двигатель у него сзади, для кого-то это открытие. Кто-то этого всего просто даже не знает. Поэтому так важно сохранять историю. Она ведь не только в памятниках архитектуры, не только в книжках, не только в музеях. Она ещё в и технике.

Технике, которая, повторюсь, должна жить. Должна заводиться и хотя бы изредка выезжать на наши дороги. Выезжать, несмотря на все преграды и невзгоды. Спасибо тем, кто продолжает дарить этой технике жизнь, очень приятно было со всем этим познакомиться.

Текст: Владислав Шатов

Фото: Евгений Нифашев, Фёдор Черноусов

Источник: http://stranikk.livejournal.com/111080.html

Я хочу, чтобы мне перезвонили

Перезвоните мне