Портфолио >> На ретробасе - в Ленинград!

23 мая 2011

По Петербургу теперь можно прокатиться с ветерком из далекого прошлого. Совершить путешествие во времени предлагается на легенде советского автопрома – «львовском» автобусе «ЛАЗ-695».

Солнечное апрельское утро. У станции метро «Технологический институт» стоит мираж из прошлого столетия – желтый автобус, который лет сорок назад рассекал просторы советских улиц, самый массовый пассажироперевозчик в свое время. В нем наши бабушки и дедушки ездили на работу, а мамы и папы школьниками в пионерских галстуках отправлялись грызть гранит науки.

Его появление на современной 1-й Красноармейской явно удивляет прохожих. Они останавливаются, ностальгически улыбаются, фотографируют воспоминание на телефон, звонят кому-то из друзей рассказать о неожиданной встрече с атрибутом своей юности.

Желтенький ЛАЗ ко всему прочему имеет необычный окрас: весь в цветочках, на лобовом стекле хиппи-лозунг «Love & Peace». Из автобуса выходит соответствующая публика – «дети цветов», иначе и не скажешь: люди в разноцветных одеждах, улыбчивые до невозможности, в волосах ленты, на руках бесчисленные фенечки.

Сегодня ретробас курсировал по маршруту «Ленинградский андеграунд». Вот уже год этот причудливый автобус катает гостей и жителей города по самым необычным дорогам прошлого. Таких экскурсий российские туристы еще нигде не видели: «На недельку, до второго», «Назад, по ленинским местам», «Ленинград Бродского», «От застоя – к перестройке», «Бандитский Петербург» и многие другие маршруты предлагает компания молодых любителей старого автопрома.

Нам удалось побеседовать с идейным вдохновителем проекта «Retro Bus» Федором Черноусовым, а заодно и прокатиться на знаменитом ЛАЗ-695 и почувствовать всю прелесть ретро-прогулки.

Досье:

Идея катать туристов на старом советском автобусе родилась у Федора случайно, как и все гениальное. Долгое время он работал в Музее трамваев. Однажды решил, что неплохо бы и самому освоить крупногабаритный транспорт. Сдал на права, пригнал из Владимирской области легенду советского автопрома «ЛиАЗ-677». Поначалу автобус был скорее развлекательным элементом в жизни Федора – на нем он катал друзей, отмечал дни рождения. Со временем настигла необходимость окупать стоянку и страховку автобуса. Тогда-то и родилась идея атмосферных экскурсий по городу на ретробасе. А потом за первым автобусом подтянулись еще два, силами единомышленников был создан настоящий автопарк прошлого.

– Федор, откуда Вы брали идеи для столь необычных маршрутов? Кто подсказывал места и истории?

-  Идеи рождались сами собой в процессе общения с интересными людьми. Вот, например, один из наших экскурсоводов – маститый краевед, ему любой дом покажи, хоть в центре, хоть в Купчино, он определит и архитектора, и год постройки. Многие темы мы именно с ним прорабатывали. Вместе мы недавно придумали интересный маршрут, называется «От застоя к перестройке» – это экскурсия по быту ленинградцев. Планируем ее летом запустить. Пока что не нашли подходящей коммунальной квартиры, куда можно было бы туристов водить.

- Какую квартиру ищете?

- Ищем большую, старую, настоящую ленинградскую коммуналку.

- С бабушками?

- Безусловно! Куда же без бабушек? С кухней, с длиннющим коридором, с кучей звонков возле входной двери. Говорят, что в центре еще такие остались. Может быть, среди Ваших читателей найдутся те, кто в таких коммуналках проживает. Мы бы с большой радостью к ним туристов водили.

– В какие еще места поведете туристов советский быт посмотреть?

– Да в ту же самую легендарную «Пышечную» на Желябова поведем, в старый кинотеатр советские фильмы смотреть. Есть такой кинотеатр «Уран» на Удельной, он ничуть не изменился за последние 40 лет. В городе осталось несколько аутентичных магазинов – булочных, кондитерских. Хотели еще народ в баню водить, но задумались об этической стороне вопроса. Хотя колоритные бани у нас в городе тоже еще остались.

– У Вас у самого какой любимый маршрут?

– Их несколько на самом деле. Во-первых, «На недельку, до второго». Это летний маршрут. Мы выезжаем за город, к местам посвящения в пионеры. Ездим в Разлив, в шалаш Ленина. Потом останавливаемся на берегу Финского залива – там у нас шашлычки, все очень по-свойски. Либо же, если холодно, идем в столовую какого-нибудь старого пансионата, где сохранилась «та» атмосфера. А потом заезжаем под Зеленогорском на старый хутор, где Ильич несколько месяцев жил, укрываясь от белогвардейских офицеров.
Еще интересный маршрут – «Бандитский Петербург». Эта тема сумрачная, непонятная. Нигде в городе не найдете мемориальной таблички, что здесь, мол, состоялась сходка «тамбовских» и «малышевских» в 93-м году. Эта история есть только в некоторых умах, в некоторых фильмах, книжках, но мало кто знает, в каких конкретно местах вершились судьбы города в 90-е годы.

– Захват пассажиров в рамках экскурсии не планировали?

– Мы как раз недавно обсуждали, что в Чикаго есть маршрут про мафию 30-х годов – тоже на старом автобусе как раз таки. Перед светофором автобус останавливается, и вдруг в салон врываются люди в черных масках: «Всем лечь на пол!». Не знаю, стоит ли такой экшн у нас проводить: некоторые пассажиры могут не обрадоваться, но, на самом деле, чем моложе аудитория, тем она более восприимчива к такого рода развлечениям.

– Чем Ваши «проводники во времени» отличаются от обычных экскурсоводов?

– Наши экскурсоводы в большинстве своем не профессионалы, они не заканчивали курсы гидов-переводчиков. Их ценность в другом: они живут прошлым и легко погружают экскурсантов в эпоху, по которой мы путешествуем. Среди них есть краеведы, специализирующиеся на советском периоде времени.
Есть старые хиппари, которые в незапамятные времена тусовались в рок-клубах, а теперь делятся воспоминаниями о своей молодости. Их экскурсии отличаются от обычных. Здесь вы не услышите: «Посмотрите направо!.. Посмотрите налево!». Они рассказывают истории, в которые органично вплетаются места за окном.
Нашего экскурсовода всегда можно перебить, задать вопрос по любому поводу. Он с удовольствием травит байки и анекдоты. Иногда экскурсия предполагает еще какие-то дополнительные элементы «фана». Ну вот, например, гуляя по «большому бермудскому треугольнику» (культовое место ленинградского андеграунда), нельзя не выпить пару глоточков коньяка с тремя звездочками в Эльфийском садике. Такой интерактив еще больше сплачивает аудиторию, и вообще вся экскурсия проходит на редкость весело.

– А экскурсанты у Вас какие?

– Самая, пожалуй, популярная наша тема – это лениградский андеграунд, особенно среди молодежи. Ребятам хочется понять, как развлекались их родители. Зачастую на экскурсию они приходят уже «в образе»: девушки наряжаются в длинные свободные платья, заплетают ленточки в косички, парни натягивают кожаные куртки, джинсы фарцовочные на лямках. Так что у нас получается стопроцентное попадание в эпоху, и это всегда очень здорово.

– Федор, есть ли в Ваших автобусах настоящая советская атрибутика?

– В одном автобусе есть старинная касса, в другом – компостер, чтобы пробивать билетики. И мы собираемся поместить в наши автобусы как можно больше атрибутики, которая людям памятна. Например, многие помнят, что на лобовом стекле возле водителя висели вымпелы из разных городов, а за спиной водителя плакаты и календарики . Еще очень любили монетки пятикопеечные за стекло закладывать. Мы хотим все это повторить, чтобы пассажиры целиком могли прочувствовать атмосферу.

– Бывало ли такое, что в автобусе столько народу, что не протолкнуться, как в самом настоящем советском автобусе?

– Совсем недавно мы катали молодежный фестиваль. Довольно много народу было, в общем-то, мы сами не ожидали, что наш автобус увезет столько людей. Всего 35 мест сидячих – а набилось не меньше 80 человек. Но люди были безумно довольны именно тем колоритом, что они давятся в этом автобусе, как в «те самые» времена.

– У ретробаса есть побратимы из других городов?

– Есть интересный проект в Лондоне – автобус «Желтая подводная лодка». Он сделан из водоплавающей машины-амфибии, которая была переоборудована в  автобус. Люди садятся в этот автобус на площади, начинают ехать по городу, и вдруг в один прекрасный момент он спускается на воду и дальше плывет по Темзе. Потом опять вылезает на берег. Это, по-моему, чудесная идея. Билет, правда, на него стоит астрономических для России 50 фунтов. Но я пока не встречал, чтобы в России где-то нечто подобное было.

– Читала на сайте, что Вы планируете в автобусе устраивать передвижные выставки и концерты…

– Да, автобус можно интересно использовать и в других направлениях, помимо экскурсионного. В этом году осенью город будет отмечать 85-летие начала автобусного движения. Планируется много мероприятий, в том числе и парад старых автобусов. Нам хотелось бы тоже выехать на парад со своей техникой. Еще была у нас идея устроить прямо в автобусе выставку старых автобусных маршрутоуказателей и аншлагов. Что касается концертов, планируем летом парочку провести. Есть, например, ребята из Самары, которые тоже очень любят автобусы, исполняют они хип-хоп. И мы бы хотели попробовать это совместить. Почему нет? У них даже есть композиция про «ЛиАЗ-677», очень интересно было бы ее послушать как раз в салоне этого автобуса. Осенью планируем принять участие  музейном фестивале «Детский Петербург».

– Федор, как Вы думаете, почему культура ностальгии так популярна среди людей?

– Мне кажется, что каким бы ни было прошлое, люди его всегда вспоминают с теплотой, это какое-то чудодейственное свойство человеческой памяти. Все плохое, как правило, забывается. Поэтому люди всегда стремятся погрузиться в прошлое, чтобы свои личные приятные воспоминания достать из глубин сознания. Вот, например, заходит человек в этот автобус, садится, едет, и тут же у него в голове начинают мелькать картинки, как он 30 лет назад также ехал в этом автобусе на свидание к своей девушке или же с утра пораньше ехал на работу. Многие вспоминают, как здорово было сидеть на заднем сидении, там всегда было тепло и укачивало так, что доезжал до конечной станции и не просыпался, пока водитель не разбудит. Часто люди заходят и сразу садятся на переднее место возле перегородки с водителем, потому что это было их любимое место в детстве. Все дети всегда прилипали к этому стеклу, и их оттуда уже было не оторвать.

– Как Вы свою миссию видите?

– У нас проект еще очень молодой, пока что мы работаем исключительно на драйве, как и всякая начинающая компания. Нам постоянно приходят в голову новые идеи, мы мечтаем раздобыть еще автобусов. Мы хотим дарить людям радость, дарить ее через светлые воспоминания, погружая людей в прошлое. Дарить ее не только тем, кто едет вместе с нами в салоне, но и тем, кто гуляет по улицам. Чтобы все люди были счастливы на свете – миссия, кажется, недостижимая, но хотя бы жителей и гостей Петербурга для начала мы должны осчастливить.

Текст и фото: Лада Станишич
Источник: http://www.peterburg.ru/all/na-retrobase-v-leningrad-2.html

Я хочу, чтобы мне перезвонили

Перезвоните мне