Портфолио >> Ленинградский автобус в годы войны

09 мая 2011

Не забыть мне зарниц Шлиссельбурга,
Батареи немецкой налёт.
Зимней ночи косматая бурка
Опустилась на ладожский лёд.

Но расстреляно рваное небо,
Полыньи от бомбёжки дымят.
Пополненья
Снарядов
И хлеба
Дожидается твой Ленинград.

И машины идут сквозь торосы
И, по дифер в воде,
Тормозят,
Оплетённые цепью
Колёса
По торосам на ощупь скользят.

Михаил Дудин, «Дорога Жизни».

К началу сороковых годов автобус в Ленинграде был ещё очень молод. Родившись в 1926 году (попытки открытия автобусного движения перед Первой мировой войной – не в счёт), лишь к 1938 году он перешёл в стадию активного роста, выйдя на безубыточный уровень. Была налажена диспетчерская служба, создавалась и развивалась производственно-техническая база, а для кузовных и ремонтных мастерских были подготовлены рабочие-профессионалы. В те времена на улицах Ленинграда можно было встретить множество разнообразных автобусов – закупленные ещё в конце двадцатых зарубежные Vomag, SPA, Mannesman-Mulag, Leyland, автобусы Московского аввтозавода ЗиС-8 и ЗиС-16, а также ленинградские машины – производства Второго Авторемонтного Завода Автотранспортного Управления Ленсовета (АТУЛ).

Автобус ЗИС-16

Автобусы АТУЛ изготавливались полностью из отечественных комплектующих: АЛ-1 на шасси ЗиС-11, трёхосный АЛ-2 на удлинённой и АЛ-3 на стандартной раме ЗиС-8.

Автобус АТУЛ АЛ-1

Единственный в мире сохранившийся автобус АТУЛ (модель АЛ-2) находится в музее в Осиновце, однако на сегодняшний день состояние машины плачевное. Фото 1988 года.

Кроме этого, в качестве эксперимента в городе эксплуатировались два трёхосных ярославских автобуса ЯА-2. Первый из них, построенный в 1932 году, вмещал 80 пассажиров. Второй же был на тот момент самым длинным автобусом в мире – его длина составляла 11,45 метров, и вмещал он невообразимые по тем временам 100 пассажиров.

100-местный автобус ЯА-2 на испытаниях в Ленинграде, фото 1934 года

К концу 1940 года два городских автобусных парка и два филиала (в Петродворце и Пушкине) обслуживали 30 постоянных маршрутов. На линию ежедневно выходило в среднем 220 автобусов. Общая протяжённость маршрутной сети составляла 398 километров...

...Уже с первых дней войны большая часть автобусов была передана действующей Красной армии. 22 июня 1941 года на фронт было направлено 128 автобусов с водителями. Оставшиеся машины поддерживали движение на ряде маршрутов, перевозили раненых, воинские подразделения, эвакуируемых детей к вокзалам.

Переоборудованный в санитарный автобус АТУЛ АЛ-2, 1941 год. Кадр из блокадной кинохроники.

Переоборудованный в санитарный автобус, 1941 год. Кадр из блокадной кинохроники.

Полностью маршрутное движение в городе прекратилось лишь осенью 1941 года, когда немецко-фашистские войска подошли вплотную к Ленинграду, заняв Пулковские высоты и взяв город в кольцо блокады.

Один из последних рейсовых автобусов на улицах Ленинграда, осень 1941 года. Кадр из блокадной кинохроники. Было установлено, что этот автобус марки Bussing-NAG был построен финнами по заказу эстонцев в конце 1930-х годов и попал в Ленинград, перевозя беженцев из Таллина.

9 сентября 1941 года Военным советом Ленинградского фронта было принято решение о создании в бухте Осиновец порта, который бы обеспечивал ввоз продуктов и вывоз ценного оборудования из города. Порт Осиновец, выстроенный с нуля за три недели, стал на время блокады единственным вокзалом Ленинграда и заменил собой все железнодорожные, речные и морские порты города.
В ноябре 1941 года по решению Военного совета Ленинградского фронта инженерно-авиационной службе были переданы 50 автобусов, снятых из-за отсутствия горючего с пассажирских линий города. Эти автобусы были переоборудованы в ПАРМы (передвижные авиационные ремонтные мастерские). Такая мера давала возможность быстро ремонтировать самолеты непосредственно на аэродромах.

С 22 ноября 1941 г была открыта зимняя дорога по льду Ладожского озера (ВАД-101). ВАД-101 была частью дороги ВАД-102: ст. Ржевка - западный берег Ладожского Озера - ВАД-101 - восточный берег Ладожского Озера - Ерёмина Гора - ст. Подборовье.   Поскольку раньше никогда машины не пересекали озеро по льду с одного берега на другой, в течение нескольких дней проходила проверка ледовой трассы конными обозами.

Для завоза продовольствия служил порт в Осиновце, а боеприпасы, уголь и бензин завозились в бухты Морье, Гольсмана и другие. Южная часть Ладожского Озера, не имевшая портов и причалов, героическими усилиями тысяч людей в короткий срок была превращена в мощную транспортную артерию, снабжавшую город и фронт.

Дорога была поделена на участки, где постоянно несла дежурство снегоочистительная техника. Через трещины во льду перебрасывали заранее изготовленные дровяные мостки.

Дорога Жизни, зима 1941 года.

Фашисты бомбили ледовую трассу, но воронки от бомб во льду дорожные службы тут же отмечали шестами с еловыми ветками на концах. Водители видели их издали и вовремя объезжали.

В декабре 1941 года началась эвакуация гражданского населения по льду Ладоги. Некоторые люди шли по озеру пешком, испытывая в дороге неимоверные трудности.

Зимой 1941 года во втором автобусном парке Москвы была сформирована колонна автобусов с двумя сменами водителей. Автобусы были загружены продовольствием и отправлены на станцию Жихарево. Этими автобусами зимой 1942 года было эвакуировано 169 тысяч жителей Ленинграда.

Автобусы на Дороге Жизни. 1942 год.

Ладожская трасса была, видимо, самой оживленной «автомагистралью» блокадного города. Возможно, именно там впервые нашел применение способ запуска двигателей — «по–ленинградски». У голодавших людей порой не хватало сил крутить на морозе пусковые рукоятки застывших моторов. Тогда на помощь пришли солдатская смекалка и фронтовое братство. Появились самодельные «Т-образные» пусковые рукоятки, которые с противоположных сторон крутили два человека.

С февраля 1942 года эвакуация гражданского населения стала массовой. Было решено вывезти из Ленинграда 500 тысяч человек. Из них 200 тысяч – автобусами.

Пассажирские автобусы, колесившие по бесчисленным фронтовым дорогам, не только сменили двухцветную гражданскую окраску на армейский камуфляж, но и подвергались «модернизации» силами самих водителей. Например, у автобусов ЗИС, имевших большой задний свес кузова, срезались фальшборта («юбки») для улучшения параметров геометрической проходимости. А у московских машин, работавших на Ладоге, по приказу руководства автоколонны была снята часть сидений для предоставления большего места стоящим людям. Кроме того, все эти машины были оборудованы печками — «буржуйками», так как привычного сегодня отопления салонов пассажирский транспорт той эпохи ещё не имел.

Дорога Жизни. 1942 год.

С мая по ноябрь 1942 года эвакуация населения проводилась судами. За весну-лето 1942 года немцами было сброшено на ладожскую трассу около шести с половиной тысяч бомб.

Чтобы обойтись без перевалки грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт, осенью 1942 года было начато строительство свайно-ледяной железнодорожной переправы, одновременно с западного и восточного берегов озера. Также планировалось пустить по льду Ладоги троллейбус. Построили уже 15 километров трассы и, несомненно, достроили бы до конца, но строительство прервал долгожданный прорыв блокады 18 января 1943 года. Тем не менее, ледовая дорога по Ладоге действовала до 30 марта 1943 года.

Дорогу Жизни обслуживали 19 тысяч человек и 4 тысячи машин. Среди них – водители и механики ленинградских и московских автобусов.

Автобус на Дороге Жизни. На переднем плане - провалившийся в расселину грузовик с вещами эвакуирующихся людей. 1942 год.

Ещё до полного окончания Великой Отечественной войны, в марте 1945 года в Первом автобусном парке начались работы по восстановлению повреждённых производственных помещений, оборудования и ремонту остававшегося в городе подвижного состава. Вскоре из армии были возвращены 116 автобусов, преимущественно это были ЗиС-8 и ЗиС-16.

... Начинался новый период истории автобуса – зализывание ран, а затем и бурный рост. Но этой истории могло и не быть, если бы не Герои Великой Отечественной – ленинградские и московские автобусники. Вечная Слава Вам!

Автор: Фёдор Черноусов

При подготовке использованы материалы:

Я хочу, чтобы мне перезвонили

Перезвоните мне