Портфолио >> Нерехта – Санкт-Петербург: 1000 км на ЛАЗ-695Н

08 марта 2011

В коллекции Retro Bus пополнение - автобус ЛАЗ-695Н.

История эта началась около года тому назад. Многие люди, узнав, что у нас есть старый советский автобус, первым делом спрашивали: «Это который Львовский?». И приходилось их расстраивать, говоря, что это не Львовский, а Ликинский. А ведь как было бы здорово говорить в ответ: «Да, Львовский!»... И мы начали поиски.

Львовский автобус – это как тульский самовар, вологодское масло или хохломская игрушка – символ советской эпохи. Простой, как коромысло, тёплый, как завалинка деревенской печки, круглый, как блин на масленицу. И такой же вечный. Ну где ещё в мире автобус может стоять на конвейере почти 50 лет? А ЛАЗ-695 в разных модификациях выпускался во Львове с 1956 по 2002 год, да и сегодня некоторые авторемонтные заводы на Украине выпускают эти автобусы.

Выбор пал на машину 1987 года выпуска, продававшуюся в городе Нерехта Костромской области. История его такова: автобус был приобретён коммерческим перевозчиком у предприятия из Иваново, где выполнял роль служебной машины на предприятии. Однако маршрут для перевозчика оказался нерентабельным, от него отказались, и автобус был выставлен на продажу.

На заправке в Костроме

Ехать за автобусом было решено, как и три года назад, на масленицу и праздник 8 марта. 16 часов от Петербурга до Нерехты были преодолены с большой осторожностью – местами дорога представляла собой ледяной каток, справа и слева в канавах лежали фуры, а один раз на наших глазах повалилась на бок «буханка» УАЗ. Правда, перевернув её, мы убедились в неубиваемости отечественной техники: машина не только завелась и самостоятельно выбралась из снежного плена, но и не имела ни одного повреждения!

Подъезжали к Нерехте ранним утром. К половине шестого дорогу замело настолько, что было не видно, куда ехать – и только отважные нерехтенские водители на «девятках», ходом преодолевая снежные завалы, указали нам верный путь.

Нерехта, 6 утра

Нерехта – древний город, входящий в Малое золотое кольцо. Куда ни глянь – старые двухэтажные купеческие здания, церкви и... ЛАЗы. Они составляют основу небольшого автобусного парка городка.

В половину восьмого утра мы увидели автобус своими глазами. И уже через пару часов, неторопливо переваливаясь с бока на бок, ЛАЗ под мерный звук мотора шёл по тихим улочкам Нерехты.

ЛАЗ – машина пригородная. В отличие от ЛиАЗ-677, держаться в городском потоке на ней тяжело. Тугие педали, руль без усилителя, двойной выжим сцепления при переключениях вверх и перегазовка – при переключениях вниз. Зато шоссе – его стихия: стабильное движение со скоростью 60-80 км/час и предскауемая управляемость.

Наш путь лежал на Ярославль через Кострому. И тут нас ждала первая техническая проблема – генератор практически не давал заряд аккумулятору. К счастью, у нас оказался запасной генератор (спасибо Никите Гуляеву из Костромы), правда, с другим шкивом, который в полевых условиях снять невозможно. Доехав на аккумуляторе до мастерской в Туношне, мы нашли местного кулибина, который оперативно заменил генератор.

Замена генератора

Ехать от Ярославля до Петербурга было решено коротким путём – через Рыбинск, Череповец и Тихвин. Машин на этой дороге практически нет, но её качество местами не позволяло ехать быстрее 30 км/час. Кстати, стоит отметить поистине волшебную плавность хода ЛАЗа: медленно покачиваясь, он играючи проходит самые жёсткие колдобины, но на поперечных волнах раскачивается, как лёгкая лодочка в сильный шторм.

Чарующую картину наблюдали мы возле одной из деревень Ярославской области: стемнело, и узкая дорога шла через поле. На покрытом снегом поле столпились люди, которые жгли огромное соломенное чучело зимы. Было в этом что-то по-деревенски демоническое, пугающее и вместе с тем притягивающее.

Проехав в первый день 400 км, остановились ночевать в старинном городке Пошехонье – том самом, где когда-то делали знаменитый пошехонский сыр. Тихая гостиница «Сого» обрадовала нас просторным номером с большой картиной на стене, прекрасным видом на реку Согожа, колокольню и торговые ряды, а также кухней. Единственным минусом был расположенный в соседнем доме круглосуточный магазин, куда всю ночь местное население весело ходило за покупками.

Вид из окна гостиницы в Пошехонье

Выехав в 8 утра, мы должны были преодолеть оставшиеся 600 км за день. Радовало, что с каждым километром автобус как будто оживал и ехал всё быстрее. Если по дороге на Рыбинск он еле заползал на затяжной подъём на третьей передаче, то на подъезде к Череповцу ЛАЗ охотно штурмовал горки на пятой.

ЛАЗ на фоне Череповецкого металлургического комбината

Однако генератор вновь пришлось отключить, поскольку вышел из строя стабилизатор напряжения, и аккумулятор вздулся, рискуя взорваться. Купив в Череповце в магазине автозапчастей стабилизатор от Жигулей, мы немного его доработали и установили на место родного, после чего показания вольтметра пришли в норму.

Где-то в Вологодской области

Широкая и сухая дорога А114 «Вологда-Череповец-Петербург» позволила повысить крейсерскую скорость до 70 км/час. Но на территории Ленинградской области покрытие заметно ухудшилось - мы въехали на укатанный снег, покрытый коркой льда. Остановившись проверить масло, обнаружили, что компрессор держится на честном слове – один из трёх болтов его крепления срезало, второй вылетел... Где в тёмных тихвинских лесах найти болт на 24 с узко нарезанной резьбой?.. Помог водитель белого шведского трёхосного автобуса, шедшего междугородним рейсом на Тихвин: в багажнике его автобуса обнаружился целый ящик болтов и гаек разного диаметра, и мы без труда отыскали то, что было нужно. Спасибо ему!

Двенадцать часов непрерывного пути, наваливающаяся усталость. «Может, попутчика подберём?» «Давай».

«Привет, меня Женя зовут». Женя – водитель бензовоза, приехал к жене в деревню поздравить её с 8 марта, да поругался и теперь едет обратно в Питер на работу. Едем, шутим. «Ну вы, мужики, даёте», - заключает он, услышав историю перегона автобуса.

Через несколько километров падает давление воздуха в системе. Перенастроив регулятор давления, вновь трогаемся в путь. Женя активно принимает участие в ремонте и способствует поднятию настроения.

200 километров до города, 100, 50... Вот уже виднеется световое пятно на небе – это Петербург. Через 40 минут мы въезжаем в город. Торжественный ритуальный проезд по Невскому – и наш новый ЛАЗ занимает своё место в гараже.

ЛАЗ-695 в гараже Retro Bus

Совсем скоро этот автобус будет доступен для заказа, а пока можете поздравить нас с приобретением!

Команда Retro Bus - Григорий Завьялов (владелец ЛАЗ), Михаил Титов, Фёдор Черноусов.

Текст и фото: Фёдор Черноусов

Я хочу, чтобы мне перезвонили

Перезвоните мне